Локальный поиск: 3 интернет-инструмента, которые приведут клиентов региональному бизнесу

Для тех, кто доверяет делу,
а не слову
3 площадки
для продвижения
в 3 раза
выросли показы в 2GIS
в 4 раза
выросли переходы на сайт из Яндекс Карт
Редактировать
01. Клиент
сеть московских пивных баров и магазинов
02. Задача
привести клиентов из интернета
03. Результат
увеличили посещаемость баров и магазинов с переходами из справочников и карт.
04. Из кейса вы узнаете
  • что такое локальный поиск;
  • как продвигать региональный офлайн-бизнес - инструкция;

Локальный поиск — это не только эффективный способ продвижения малого и среднего бизнеса местного значения, но и зачастую единственно возможный. В борьбе с крупными сетями, агрегаторами и маркетплейсами победить крайне трудно. Да и ввязываться в битву иногда смысла нет — разумнее выйти в ближний бой с такими же местными представителями бизнеса.

Локальное SEO — это стратегия поискового маркетинга, которая позволяет выйти на верхние позиции в выдаче по запросам, в которых содержится название города, района, улицы или если указано местоположение пользователя.

Сюда же попадают запросы, которые содержат слова "рядом", "ближайший" и т.п. Исходя из статистики Google не менее 76% тех, кто совершал поиск товаров или услуг «поблизости», посещают выбранное место в течение суток. И 30% из них совершают покупку!

Понятие «Local search» в Яндексе не используется, однако работает не хуже, чем в Google. Для того, чтобы аудитория могла найти вас «рядом», нужно зарегистрироваться в Яндекс Справочнике. Для Google Карт — это сервис Google Мой Бизнес. Также, нужно быть представленными во всем известном справочнике организаций — 2GIS, он занимает 3-е место в нише по популярности среди пользователей рунета.

Это стартовый, минимальный список важнейших справочных сервисов. Сотни других каталогов и справочников также открыты для наполнения. Чем больше вы представите себя в сети, тем будет проще потенциальному клиенту найти вас.
Основные факторы ранжирования в локальной выдаче примерно идентичны для Яндекс и Google. Подробно разбирать отличия в этой статье не станем, так как для нас сейчас важны только основные, общие принципы:

  1. Релевантность запросу.
  2. Расстояние до пользователя.
  3. Качество и количество информации в профиле организации.
  4. Репутация в сети (отзывы, рейтинг).

На примере нашего клиента, представителя локального бизнеса со специфической нишей, расскажем о том, как увеличить посещаемость офлайн торговых точек с помощью местного продвижения.

Почему мы выбрали локальный поиск?

Весной 2020 года по рекомендации нашего клиента, обратился владелец сети пивных магазинов и баров в Москве. Для того, чтобы охватить больше аудитории он взял курс на позиционирование в интернете. Сайта еще не было, как и конкретных представлений о том, что можно получить от ведения онлайн-бизнеса.
Как известно, в интернете реклама алкогольных напитков и всего, что имеет к этому отношение — ограничена. Кроме того, конкурировать с большими сетями или агрегаторами смысла не было, нам нужно зацепить целевую аудиторию — именно тех, кто находится поблизости. В связи с этим мы предложили клиенту стратегию локального продвижения.
Спрос в поисковой выдаче:

Фрагмент отчета из Яндекс.Wordstat

Завариваем кофе и приступаем к работам

Разработка сайта и его базовая оптимизация под поисковые системы стала нашей первой задачей. 24 апреля 2020 года мы зарегистрировали доменное имя https://pivnovmsk.ru/ и прикрепили к разработанному проекту. Настроили файлы «robots.txt», sitemap.xml, 404 страницу, заголовки, мета теги.
Уже в первый месяц продвижения сайт успел пробиться в ТОП по некоторым коммерческим запросам, например «магазин живого пива», «магазин пива сайт», «магазин бар пиво».

Фрагмент поисковой выдачи

Но наша цель - продвигаться именно в локальной выдаче. Для этого регистрируем организацию в справочниках, чтобы появиться в блоке на карте в поисковой выдаче, в самих картах и в ответ на геозависимые запросы.
Подробную процедуру добавления в каталоги Яндекс, Google и 2GIS. расписывать не будем, там сложностей возникнуть не должно, все понятно интуитивно. Главное — добавить максимум информации и не допустить роковых ошибок в адресе и контактах. А вот на том, как настроить сетевую организацию — остановимся подробнее.

Настройка филиальной сети

Создание филиалов в Яндекс
В связи тем, что клиент имеет целую сеть магазинов и баров, необходимо отразить тоже самое в справочниках. Для этого мы будем настраивать филиальную сеть. Если все отделения объединены, это создает дополнительное удобство для пользователей и увеличивает вероятность посещения заведения. Клиент может сразу увидеть все точки компании на карте и выбрать наиболее удобный для себя вариант.

Фрагмент из сервиса Яндекс.Карты

В сниппете появится ссылка на все филиалы на карте:

Фрагмент поисковой выдачи

Также, при настройке приоритетного размещения в Яндекс картах, удобнее оплачивать рекламу за все магазины разом, а не за каждый в отдельности. Но об этом чуть позже.

Вот, что говорят о филиалах в Яндексе:

Фрагмент поисковой выдачи

Для того, чтобы создать филиальную сеть, нужно убедиться, что все отделения обладают общими свойствами:

  • одинаковое название;
  • единый вид деятельности (рубрика);
  • общий сайт, общий номер телефона;
  • на сайте организации все филиалы должны быть перечислены с адресами.

После добавления магазинов и баров в Справочник, находим кнопку «Связать филиалы в сеть»:

Фрагмент сервиса Яндекс.Карты

Заполняем все необходимые поля: единое название, сайт, телефоны, тематика. После добавления данных, на указанный вами адрес поступит уведомление. Новая сеть должна появиться в течение двух суток.

В течение дня мы получили первое письмо:

Фрагмент переписки с поддержкой Яндекс

Через сутки пришло письмо о создании сети:

Фрагмент переписки с поддержкой Яндекс

Теперь нам нужно подтвердить права на созданную сеть. Через поиск Справочника находим сеть и нажимаем на нее. Будет указано «название+сеть»:

Фрагмент Яндекс.Бизнес

Находим кнопку подтверждения:

Фрагмент Яндекс.Бизнес

Теперь все отделения окажутся на карте.

Создание филиалов в Google

Для создания филиальной сети в Google Мой Бизнес необходимо:

  1. создать аккаунт с электронной почтой на доменном имени сайта;
  2. в созданный аккаунт загрузить таблицу с информацией о филиалах (Google называет это массовой загрузкой). Подробнее здесь.

Для удобства можно скачать наш шаблон с необходимыми столбцами.

Фрагмент Google Мой Бизнес

После импорта файл проходит верификацию в Google.
Может случиться и так, что полностью легитимный файл проверку не пройдет, как это произошло у нас. Причина — нет достаточных данных о компании в интернете. Получается, что наличие сайта и присутствие в Яндекс Справочнике — еще недостаточное основание для того, чтобы доказать реальность своего существования. Неужели мы не сможем добавить филиалы в Google Карты?
После переписки с представителями Google, нам порекомендовали отказаться от массового подтверждения в пользу подтверждения каждого филиала отдельно.

Фрагмент переписки с поддержкой Google

Google коды по почте России так и не пришли, мы приступили к подтверждению каждого филиала вручную через техподдержку https://support.google.com/business/gethelp.

Так как мы отправляли заявки с корпоративной почты агентства, на почту клиента с доменным именем сайта пришло письмо на которое необходимо было ответить: «Я подтверждаю, что данный пользователь уполномочен представлять интересы нашей компании, ссылочный номер заявки ХХХХХХ»
Могут запросить информацию о проблеме повторно:

Фрагмент переписки с поддержкой Google

Могут запросить дополнительную информацию:

Фрагмент переписки с поддержкой Google

В некоторых случаях могут позвонить на указанный в заявке номер:

Звонок от Google

Могут запросить видео подтверждение:

Фрагмент переписки с поддержкой Google

В итоге подтвердят:

Фрагмент переписки с поддержкой Google

Или откажут в подтверждении:

Фрагмент переписки с поддержкой Google

Рассматривать заявку на ручное подтверждение прав могут как неделю, так и больше месяца. Для ускорения процедуры и повышения вероятности хорошего исхода, важно не забывать указывать номера прошлых удачных запросов:

Фрагмент Google Мой Бизнес

Создание филиалов в 2GIS

Массово добавить карточки организаций нельзя, поэтому сначала нужно создать каждую отдельно. После этого, подтверждаем на них права и пишем в саппорт:

  1. Для подтверждения прав необходимо зарегистрировать личный кабинет по адресу https://account.2gis.com/.
  2. Написать письмо в поддержку 2gis для объединения филиалов в сеть. Контакты поддержки: 8-800-2003-600 и zc@2gis.ru.

В письме саппорту необходимо указать ссылки на каждый филиал в 2gis.
Через 2 дня мы получили ответ на почту:

Фрагмент переписки с 2GIS

Еще через пару дней в личном кабинете 2gis появились все филиалы.

Настройка профилей организации

После того как филиальная сеть настроена, нужно донастроить профили.
Здесь также остановимся только на особенно важных нюансах:
1. Необходимо указать расположение входа в организацию:

Фрагмент отчета

2. В Яндекс и Google включить опцию бронирования. В 2gis её можно настроить при подключении рекламы.

Фрагмент поисковой выдачи

3. Включить опцию «Меню», если актуально. В Яндекс — это Товары и услуги.

Фрагмент Яндекс.Карты

Фрагмент Яндекс.Карты

4. Дополнительные сведения. Например:

Фрагмент Яндекс.Карты

Фрагмент Google.Карты

5. Добавить много фотографий. Согласно исследованию BrightLocal, количество фотографий в профиле организации в Google Мой Бизнес напрямую влияет на позиции в локальной выдаче.

Фрагмент исследования BrightLocal

Реклама в геосервисах

После того, как профили настроены, филиалы добавлены, можно подключить рекламу прямо в справочниках.

Реклама в Яндекс Картах.
На момент публикации, по условиям Яндекса реклама подключается минимум на 3 месяца. Стоимость рассчитывается автоматически. Подробнее в справке: https://yandex.ru/legal/directory_conditions/.
Важно настроить:

  1. главное изображение;

Фрагмент Яндекс.Карты

2. текстовое объявление;

Фрагмент Яндекс.Карты

3. витрину товаров (в нашем случае, клиент не дал информацию, поэтому не настраивали);
4. акцию. Мы не стали ее размещать. Стоимость напитка и без спец условий привлекательная, а дополнительной акции клиент в момент настройки не проводил. На карте цена вместо акции смотрится вот так:

Фрагмент Яндекс.Карты

Так мы отображаемся в выдаче:

Фрагмент Яндекс.Карты

Также, Яндекс предлагает дополнительные опции:
1) подменный номер;
2) партнерские ссылки;
3) кнопка действия (например «заказать доставку»). В нашем случае не актуально, так как активирована функция бронирования;
4) витрина товаров и услуг.

Реклама в Google Мой Бизнес.
Google предлагает рекламу как дополнительное расширение к основному объявлению. Можно узнать подробнее здесь: https://support.google.com/google-ads/answer/2404182?hl=ru
Мы не смогли воспользоваться этим предложением в связи с ограничениями в законодательстве по рекламе алкогольной продукции. Но вам очень рекомендуем, если тематика позволяет.

Реклама в 2GIS.
По запуску рекламы необходимо написать в поддержку https://reklama.2gis.ru/rostovna-donu. К вам прикрепят личного менеджера и отправят коммерческое предложение. Условия похожи на те, которые предлагает Яндекс: минимальный срок размещения 3 месяца и схожая стоимость (не менее 40 000 рублей в месяц).
Наш клиент решил рекламировать свои пивные бары в Яндекс Справочнике.

Репутация

Исследование факторов ранжирования в локальной выдаче от Moz указывает на то, что отзывы — это важнейший фактор, влияющий на распределение результатов в локальном поиске, на ряду с релевантностью профиля и расстоянием.
У нашей организации, на момент начала продвижения, не было никакой репутации в сети. Поэтому, нужно было активно собирать отзывы, оценки и размещать в сети. Для этого, мы специально для клиента и его сотрудников разработали инструкцию по работе с репутацией.
В ней мы указали:
1. Свои предложения по стимулированию отзывов от клиентов. Например:

  • предлагать клиентам скидку за отзыв;
  • награждать сотрудников за сбор отзывов;
  • разместить QR-код для отправки отзыва в прикассовой зоне и у входа в заведение.

Визитка Яндекс

2. Предоставили клиенту ссылки на отправку отзывов для каждого филиала и каждой площадки (Яндекс Карты, GMB, 2GIS).
3. Написали рекомендации о том, как нельзя отвечать на негативные отзывы:

Плохой ответ на отзыв

и как рекомендуется:

Хороший ответ на отзыв

Наш специалист по работе с репутацией проводил постоянный мониторинг отзывов для оперативного реагирования на них.

Фрагмент отчета

Результаты

Результаты Яндекс
Статистика по барам в Яндекс (с приоритетным размещением):
Виден значительный рост показателей по действиям:

Фрагмент отчета

Фрагмент отчета

Переходы на сайт из Яндекс Карт

Фрагмент отчета

Результаты в Google Мой Бизнес

Фрагмент отчета

Результаты 2GIS

Показы выросли более чем в 3 раза с момента регистрации в справочнике

Фрагмент отчета

Переходы на сайт из 2GIS

Фрагмент отчета

Выводы

Продвижение в локальной выдаче оказало действительно мощный эффект на посещаемость баров и магазинов клиента. По его словам, новые клиенты появились уже в первые дни размещения в справочниках.

Заметки, которые мы можем подчеркнуть в результате проделанных работ на текущий момент:

  1. Для данной ниши эффективно не просто локальное продвижение, но и приоритетное размещение в Яндекс Картах.
  2. В Google Мой Бизнес можно подтверждать профили организаций без кода.
  3. В Google Мой Бизнес добавилась метрика «количество фото», на которое мы можем легко влиять.

Любая организация, которая предоставляет услуги офлайн - обязательно должна быть зарегистрирована на картах и в популярных каталогах организаций. Вас обязательно будут искать в поиске и на картах. Также, важно следить за репутацией в сети. Будьте онлайн и не теряйте возможность стать №1 для потенциального клиента!