Когда в ноябре 2022 года компания OpenAI запустила ChatGPT, показалось, что интернет-маркетинг уже никогда не будет прежним: специалисты замерли в ожидании «восстания машин», а работодатели предвкушали тотальную экономию за тот же результат....
С появления ChatGPT в общем доступе прошло 6 месяцев и… на рынке контент-маркетинга почти ничего не изменилось! Мы провели эксперимент и поручили ChatGPT 6 рутинных задач агентства BondSoft, чтобы посмотреть, сможет ли он заменить человека. Подробнее о том, как справился бот, что у него получилось хорошо, а что — не очень, — в нашей статье.
ChatGPT — языковая модель, которая работает в диалоговом режиме. Бот отвечает на вопросы, переводит тексты, пишет код, рисует и умеет много другого. Нейросеть «запоминает» детали разговора, благодаря чему со временем её ответы становятся точнее.
ChatGPT использует обработку естественного языка (NLP) и алгоритмы машинного обучения, чтобы делать ответы человечными. Принцип работы напоминает Т9 в смартфонах, только круче. Когда вы пишите слово на смартфоне, он предлагает следующее на его основе (учитывает то, как часто эти два слова используют вместе). А GPT опирается на контекст: перечитывает весь свой текст целиком, чтобы строить прогноз по каждому следующему слову.
ChatGPT «умнее» предыдущих версий за счёт обучения вместе с человеком. Во время тренировок люди оценивали ответы, а нейросеть старалась получить наивысший балл. Именно за счёт этого «воспитания» ответы ChatGPT кажутся нам настолько «человечными».
Дисклеймер: Этот эксперимент — не полноценное исследование. Мы хотим ближе познакомиться с нейросетью, узнать, как она может помочь в работе, и поделиться результатами и выводами с вами.
Цели:
Задачи для ChatGPT
Поскольку мы хотим проверить, насколько нейросеть профпригодна для работы в агентстве интернет-маркетинга, дадим ей такие тестовые задания:
Параметры оценки
Чтобы оценить тексты ChatGPT, выделим четыре параметра:
Маркетолог и копирайтер тратят 60% времени не на сам текст, а на изучение продукта и ЦА, адаптацию УТП, продумывание структуры и вёрстку текста.
Поэтому мы дали нейросети 2 разных задания: в одном мы не указываем никаких деталей о продукте, а во второй включаем исчерпывающее ТЗ.
Оценка по Главреду: 6,9
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Формально текст соответствует задаче: первая строка привлекает внимание, описаны преимущества и есть призыв к действию. Текст — логичный и последовательный, в основе — рекламная формула AIDA.
Что получилось не очень: Без подробного ТЗ (с описанием продукта и ЦА) нейросеть не смогла понять, для кого она пишет текст, и какие преимущества важны именно для этой группы людей. В тексте много воды и "затертых" рекламных фраз.
Оценка по Главреду: 7,7
Уникальность: 75%*
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: С развёрнутым ТЗ чат-бот справился лучше: он адекватно скомпоновал факты и текст максимально приближён к тому, что написал бы копирайтер. Например, ChatGPT сообразил, что самообслуживание и подключение оплаты — это универсальное решение для офиса, хотя в ТЗ именно такой формулировки не было.
Что получилось не очень: Подготовка ТЗ для бота заняла много времени. ТЗ — самая трудоёмкая задача из всех этапов создания текста, и выполнять её всё ещё приходится вручную. Да и конечный результат всё равно нужно править, чтобы добавить «живости» и «лёгкости».
*75% уникальности получилось за счёт того, что мы дали ChatGPD ТЗ с тезисами, которые уже использовали в рекламном тексте
С 2022-го года BondSoft запускает вебинары и планирует подкасты об интернет-маркетинге для предпринимателей и маркетологов в сфере B2B.
Самый трудоёмкий этап подготовки выпуска — сценарий. Поэтому мы делегировали эту задачу нейросети. Результат нас приятно удивил.
Оценка по Главреду: 6,9
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Нейросеть смоделировала полноценную и последовательную беседу. В диалоге есть логика и он звучит достаточно «по-человечески». Структура текста отвечает задаче: реплики расписаны по ролям.
Что получилось не очень: Тексту не хватает «мясистости»: видно, что у бота мало вводных и он оперирует абстрактными понятиями. Например, чат пишет, что на повестке сегодня «довольно важный и актуальный вопрос», но не объясняет, почему именно он нас волнует. На такой скелет можно наложить недостающую информацию, но искать её в любом случае будут люди.
Нейросеть иногда выдаёт тексты до 2000 символов. Если она не закончила мысль, просим её продолжить фразой: «Допиши предложение: (указываем предложение, на котором закончился текст)»
У специалиста по рекламе может уйти минут 20, чтобы написать несколько шаблонных текстов для объявлений. Иногда такой текст нужно переделывать бесконечное количество раз, чтобы сделать его уникальным и одновременно показать УТП.
Поскольку ChatGPT до этого генерировал тексты с уникальностью 100%, мы попробовали вверить ему объявление для контекстной рекламы.
Оценка по Главреду: 8
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: ChatGPT удалось адекватно осмыслить УТП и создать связный «человечный» текст, но…
Что получилось не очень: … в итоге он оказался слишком «человечным» для контекстной рекламы. ChatGPT не попал в формат. А давать чату ещё больше пояснений нет смысла — наше ТЗ получится длиннее любого рекламного объявления.
Рекламный пост в соцсетях — это всегда баланс между нативом и продажами. Нельзя пережать с рекламным посылом, но маскировка под обычный пост тоже не принесет заявок. Поэтому, таргетолог вдумчиво прорабатывает текст, жонглирует преимуществами и ищет ключик к аудитории.
Интересно, как справится ChatGPT?
Оценка по Главреду: 8
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Формально пост соответствует задаче, написан связно и по продающей формуле. Что удивительно, нейросеть предлагает эмодзи — пост для соцсетей всё-таки. Но уместны ли они в некоторых нишах и темах — решать человеку.
Что получилось не очень: Соцсети — поле битвы за внимание. Такой пост пользователи скорее всего пролистают и не узнают, что мы предлагали скидку 10%.
Когда маркетологу нужно разработать УТП, на старте у него ещё нет глубоких знаний о продукте, покупателях, конкурентах. Основная задача — собрать всю эту информацию, провести аудиты, брифинги, опросы. Без такой информации, УТП получится абстрактным, бессмысленным и не уникальным.
В такой же ситуации оказывается ChatGPT, когда у него нет вводных.
Оценка по Главреду: 7,1
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Текст соответствует задаче. ChatGPT сообразил, что преимущества лучше оформить списком.
Что получилось не очень: Бот не придумал уникальное УТП — он лишь перечисляет общие тезисы без конкретной информации. Преимущества придётся выделять человеку самостоятельно. Можно использовать текст в качестве основы и добавить в него подробности: например, «оперативную доставку» заменить «доставкой в течение 5 дней». Ещё в текстах иногда встречается тавтология (здесь — в том числе), поэтому мы обязательно вычитываем их.
Каждый копирайтер и SEO-специалист знает эту боль, когда хочешь написать текст, который одновременно понравится и людям, и поисковой системе… И как только ни вертишь ключевые слова, чтобы сделать его полезным и читабельным.
Возможно, ChatGPT сможет стать нашим SEO-обезболивающим?
Оценка по Главреду: 7,5
Уникальность: 100%
Орфографические/грамматические ошибки: нет
Что получилось хорошо: Текст связный и полностью соответствует запросу. Чат умеет вводить ключевые слова и пишет с высокой уникальностью.
Что получилось не очень: Нейросеть не приводит источники, с которых берёт информацию, и статья может оказаться недостоверной, поэтому мы всегда перечитываем сгенерированные тексты.
Ещё раз напоминаем, что наш эксперимент был проведён только для того, чтобы поверхностно познакомиться с нейросетью и понять, чем она может быть полезна в интернет-маркетинге. Не претендуем на истину, но делимся своими выводами:
ChatGPT — это отличный инструмент для интернет-маркетинга, который помогает быстро связать воедино мысли, сделать черновик, накидать «рыбу», вдохновиться идеями. Но чтобы результат превратился в эффективный материал, нужен живой интеллект человека, с его опытом, эмпатией, знаниями и креативом.